Сайт 1 младшей группы "Радуга"

ФОЛЬКЛОР ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

16 декабря [чт]

 «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну сотню лет назад. И не так просты, как кажется.

  Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Например, загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей. Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном: «сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает». «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь). Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение. Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Загадки такого типа подходят для малышей старше 3-4 лет. До этого возраста дети понимают только буквальное значение слов. Самым маленьким предложите загадки попроще: "Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык" (заяц). Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.  Раньше колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.   Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.

Потешка для умывания:


Зайка начал умываться


Видно в гости он собрался


Вымыл ротик


Вымыл носик


Вымыл ухо


Вот и сухо


От слез:


Не плачь, не плачь,


Куплю калач.


Не хнычь, не ной,


Куплю другой.


Слезы утри,


Дам тебе три.



Хорошо успокаивают расшалившегося малыша игры с пальчиками:


Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)


Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
А зовут его ……



Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:


Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.


**


Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.


Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.


Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.



Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни. 


ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ. 


Водичка серебристая


Струится из-под крана.


И мыло есть душистое,


Совсем как в нашей ванной


***


Чистая водичка


Умоет Саше личико,


Анечке - ладошки,


А пальчики – Антошке


***


Знаем, знаем, да-да-да,


Где тут плещется вода.


Выходи, водица,


Мы пришли умыться!


Лейся на ладошки,


По-нем-нож-ку,


Нет, не понемножку - посмелей,


Будем умываться веселей.


***


Водичка, водичка, умой мое личеко,


Чтобы глазоньки блестели,


Чтобы щечки алели,


Чтоб кусался зубок,


Чтоб смеялся роток. 


ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ. 


Посадим на ложку


Капустку, картошку — и спрячем!


Попробуй найди!


Не видно на ложке


Капустки, картошки.


И нет на тарелке — гляди!


***


Глубоко и мелко,


Корабли в тарелке,


Вот кораблик плывет,


Заплывает прямо в рот.


***


А у нас есть ложки


Волшебные немножко.


Вот — тарелка, вот — еда.


Не осталось и следа.


***


Каша вкусная дымится,
Миша кашу есть садится.
Очень каша хороша!
Ели кашу не спеша,
Ложку за ложкой
Ели понемножку...


ПРИ ОДЕВАНИИ  НА ПРОГУЛКУ. 


Раз, два, три, четыре, пять —


Собираемся гулять.


Завязала Катеньке


Шарфик полосатенький.


Наденем на ножки


Валенки-сапожки


И пойдем скорей гулять,


Прыгать, бегать и скакать.


***


Мы на пухлые ручонки


Надеваем рубашонку


Повторяй за мной слова:


Ручка – раз, и ручка – два!


Застегнем застёжки


На твоей одёжке:


Пуговки кнопочки,


Разные заклёпочки.


***
Тушки-тутушки,
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.


ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»



Тишина у пруда,


Не качается вода.


Не шумят камыши,


Засыпают малыши


***


Байки-побайки,


Прискакали зайки,


Стали люльку качать,


Сладку дрему навевать.


Стали в дудки играть,


Начал Миша засыпать


***


Баю-баю, баю-бай.


Поскорее засыпай.


Баю-баю, спи-усни,


Угомон тебя возьми.


***


Лю-ли, лю-ли, люленьки,


Прилетели гуленьки.


Они сели ворковать,


Стали  деточку кочать..


***


Баю, баю, байки,


Прилетели чайки,


Стали крыльями махать,


Наших деток усыплять. 


ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА. 


На кота потягушки,


На дитя порастушки,


А в ручки хватушки,


А в ножки ходушки,


А в роток говорунок,


А в голову разумок!


***


Вот проснулся петушок,


Встала курочка.


Подымайся, мой дружок,


Встань, мой Юрочка.


***


Мы спокойно отдыхали,


сном волшебным засыпали.


Хорошо нам отдыхать!


Но пора уже вставать!


Крепко кулачки сжимаем,


Их повыше поднимаем.


Потянуться! Улыбнуться!


Всем открыть глаза и встать!


***


Потягуни — потягушечки (Тянемся пальчиками вверх как можно выше)


Потягуни — потягушечки,


От носочков до макушечки,


Мы потянемся-потянемся,


Маленькими не останемся.


Вот уже растем, Растем! Растем.!


ПОТЕШКИ ПРИ РСАЧЕСЫВАНИИ. 


Чешу, чешу волосоньки,


Расчесываю косоньки!


Что мы делаем расческой?


Тане делаем прическу.


***


Уж я косу заплету,


Уж я русу заплёту,


Я плету, плету, плету,


Приговариваю:


«Ты расти, расти, коса —


Всему городу краса».



***
Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.