Сайт группы «Радуга»

Мастер-класс «Физкультминутки в раннем возрасте»

 Одним из простых и эффективных методов профилактики переутомления для малышей является проведение физкультминутки. Эта форма двигательной активности благоприятно влияет на психику ребёнка, поднимает настроение и даёт заряд бодрости. Физкультминутка -  комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц. 

Физкультминутка — обязательный элемент, который включается при возникновении признаков переутомления у детей. Длительность физкультминутки в младших группах составляет 1,5–2 минуты.

Целью является: обеспечить кратковременный отдых и стабилизировать работоспособность воспитанников через расслабление мышц и органов восприятия.

Виды и формы физкультминуток для детей 2–4 лет

Чтобы дети не потеряли интерес к физкультминуткам, время от времени проводятся динамические паузы с атрибутами:

  1. погремушки
  2. флажки
  3. платочки
  4. кубики
  5. ленточки
  6. массажные мячики
  7. шарики

Оздоровительно-гигиенические. 

Выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях.

  1. «Ручками похлопали» - (хлоп - хлоп - хлоп).

«Ножками потопали» - (топ – топ- топ).

«Головкой покивали» -  (миг- миг- миг),

«А после, помолчали» (ц- с-с-с-с-с-с) (полукругом на стульчиках)

  1. Интегрируется  с  пальчиковой игрой малой подвижности

   «Идет утка по дорожке

     Кря - кря – кря, кря - кря – кря.

     На ней красные сапожки,

     Кря- кря- кря, кря – кря – кря.

     Утка весело плывет,

     ловко лапками гребет».

«Га-га-га гогочет гусь

Я семьей своей горжусь».

 «Как петух в печи пирожки печет,

Кошка на окошке рубашку шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Поросенок в ступе горох толчет » (на стульчиках полукругом)

Подражательные. 

Дети имитируют движения живых и неживых объектов:

  1. «Наши уточки с утра –кря- кря- кря! (Идем переваливаемся с ножки на ножку)

Наши гуси у пруда –га- га- га- га! (ручки сделали назад, как крылья, наклонились немножко вперед )

А индюк среди двора - Бал – бал- бал! Балды – балда! (остановились ,шейку вытянули)

Наши гуленьки вверху - Грру – Грру- Грру- Грр-у! (побежали на носочках,  ручками машем, как крылышками)

Наши курочки в окно – Ко – ко - ко! Ко - ко- ко! (повернулись все в круг)

А как петя - петушок

Ранним - рано по утру

Нам споет: Ку -ка –ре- ку!»

  Танцевальные.

 Выполняются под русские народные или детские песенки.

 Маленькие детки импровизируют во время танцевальной физкультминутки — двигаются кто, как умеет и хочет.

Для танцевальной паузы  подойдут музыкальные физкультминутки Железновой: «У жирафа пятна, пятна», «Маленькие ножки идут по дорожке»; «Танец маленьких утят», «Тучка» и др.

4.  Танец «Маленьких утят» (флешка)  

5. С атрибутами. «Курочка с яичками» (маска, таз, шарики)

          Методика проведения физкультминутки в первой младшей группе

В поведении детей признаки утомления появляются, как правило, на 7–9 минуте занятия (при общей длительности в 15 минут). Это и есть условное время для динамической паузы.

Среди методических рекомендаций выделяются следующие положения к организации физкультминуток:

Задание должно быть понятно детям («Под музыку мы будем бегать тихо, как мышки», «Сейчас мы громко похлопаем и бодро потопаем!»).
Незнакомый текст (песенку) для физкультминутки воспитатель предварительно разбирает с ребятами, показывает картинки по содержанию.Дети 1,5–3 лет любят повторять — для них это способ обучения. Повторение время от времени знакомых физкультминуток на занятиях вызывает положительные эмоции: дети испытывают радость узнавания, пробуют подпевать, выполнять движения без постоянной оглядки на воспитателя.Взрослый демонстрирует увлечённость процессом: выразительно и задорно произносит стихотворный текст, поёт, танцует вместе с ребятами, при этом хвалит группу за инициативность и старание.Физкультминутка — подвижный элемент в структуре занятия. Она может быть проведена чуть раньше условной седьмой минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же они увлечённо чем-либо занимаются, им даётся завершить начатое, а физкультминутку провести во второй половине занятия.Если ребёнок отказывается выполнять задания физкультминутки, его не принуждают. К выяснению причины этого отказа воспитателю рекомендуется вернуться сразу по окончании занятия (плохое настроение, неважное самочувствие, отсутствие мотивации).


21 октября 2022 в 05:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.